300 спартанцев

Щедрый Ксеркс и глупец Леонид?

Чем более древние людские драмы мы пытаемся воплотить на экране, тем менее достоверными выглядят воспроизведённые события. Фильм Зака Снайдера «300», получивший в нашем прокате название «300 спартанцев», основан на знаменитой Фермопильской битве, в которой сошлись кучка греков и многие тысячи персов за десятки десятков лет до нашей эры. Но при этом фильм является экранизацией комикса, вышедшего в конце девяностых, и это уже является веским основанием для заведомого отступления от исторических событий.

Спарта — город, овеянный множеством домыслов. Убийства слабых младенцев, отсутствие рабов, и непоколебимый патриотизм, представленные в фильме — всё это искажает действительность, менее пафосную, но более печальную. Стоит ли удивляться тому, что персы в фильме представлены как абсолютное зло, гниющее в алчности и жестокости? Спартанцы (даже не греки в целом, а именно спартанцы) — иное дело. Все, как на подбор — мускулистые воины, обожающие воевать и мечтающие о славной смерти в бою. Царь Леонид преподносится как эпицентр справедливости, коим он и сам себя считает. Ксеркс же — обожающий пирсинг тиран с невероятной манией величия, в подчинении у которого тысячи озверевших воинов. Несмотря на очевидное выставление спартанцев в благородном свете, желание режиссёра вызвать у зрителей симпатию к Леониду не находит реализации. Как можно сопереживать правителю, желающему передавить врагов, будто тараканов, но при этом держащем в ежовых рукавицах семьи собственных соратников, смотрящему свысока даже на мирных соседей, и столь несправедливо обходящемуся с персидскими послами?

Самым очевидным ляпом фильма является навязываемое режиссёром мнение, что всё хорошее должно быть красивым, а плохое почти всегда уродливо. Эфоры явно больны сифилисом, персидский палач будто создан в лаборатории доктора Франкенштейна, а отряд Бессмертных — это не люди, а фэнтезийные орки. Вдобавок почему-то в самурайских одеяниях. Сопровождающий их гигант будто только и живёт за счёт битв, питаясь сражёнными врагами. Полную мутантов личную обитель Ксеркса и вовсе можно описывать часы напролёт.

Несчастный горбун Эфиальт выставляется как не заслуживающий прощения предатель, но между тем он единственный, кто воспринимается положительным героем, ибо мотив его измены вызывает сочувствие: его презирают все, кроме родителей, и каждый норовит назвать в глаза чудовищем. Любой, кому не везёт с внешностью и в общении с окружением, не останется к Эфиальту равнодушным. Конечно, нельзя всё возводить в абсолют, и среди персов действительно есть мерзкие твари, подобные дерзкому погонщику с кнутом. И всё-таки Ксеркс не так уж зол, как про него говорят спартанцы. Действительно ли он «невежливый» тиран-завоеватель? А может, он и есть тот, за кого себя выдаёт — божественный добрый царь, собравший под своё покровительство со всей Азии несчастных людей, которые родились уродцами и не знают, что такое любовь? Разумеется, он рубит головы провинившимся, но таковы уж законы войны. Эфиальт получает награду за своё преклонение, да и Бессмертным явно есть, за что благодарить своего повелителя. Обратив внимание на эти детали, невольно приходишь к выводу, что Леонид не столько герой, сколько самоуверенный глупец, пускай и заслуживающий уважение за неугасаемый патриотизм.

Благодаря такому обширному простору для анализа увиденного, фильм Зака Снайдера заслуживает высокой оценки. Одобрения заслуживает и умелое использование компьютерной графики, благодаря которой у фильма есть свой неповторимый стиль. Игра актёров тоже достойна похвалы. Джерард Батлер превосходно сыграл Леонида с его напряжённым взглядом и гордой осанкой, из Лины Хиды вышла правдоподобная царица-гречанка, а Родриго Санторо будто рождён для роли Ксеркса — невозможно представить на его месте кого-то другого. Кроме того, «300 спартанцев» можно внести в число примеров самого качественного русскоязычного дубляжа, превосходящего даже оригинальное звучание. Все голоса превосходны, но сильнее всего хочется поаплодировать Всеволоду Кузнецову, озвучившему воина и рассказчика Дилия, и Виктору Бохону, голосом которого вещает Ксеркс. Отечественный постсоветский кинематограф справедливо упрекается в безвкусии, но качественно озвучивать зарубежные фильмы мы не разучились, это очень радует.

Фильмы жанра пеплум всегда есть, за что упрекнуть, и «300 спартанцев» — не исключение, а скорее наоборот, подтверждение этому. Но именно двоякость, из-за которой фильм не допустили к прокату в Иране, и позволяет увидеть эту особенность, свойственную такой науке как история: в зависимости от определённой точки зрения один и тот же персонаж может быть как деспотом, так и добрым богом; как предателем, так и всеми гонимым несчастным скитальцем; как патриотичным борцом за справедливость, так и глупым гордецом. А за что режиссёр действительно заслуживает похвалы, так это за качественные боевые сцены, в которых нет никакого «мяса».

9 из 10


Лучшие моменты из фильма 300 спартанцев(2006)


Название: History Channel: Последний бой 300 спартанцев Оригинальное название: Last Stand of The 300 Год выхода: 2007 Жанр: Докум...


Выигрывай крутые призы тут: https://goo.gl/ZLDNNu Промокод на 50 рублей - MrMoment ✅Канал RanBox: https://goo.gl/ajAqA7 Второй...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *