Джентльмены удачи

Романтики с большой дороги

Давно не пересматривала этот фильм, а тут за новогодние праздники посмотрела раз 10 подряд, каждый раз подмечая новые детали и наслаждаясь ненадоедающим комедийным сюжетом и щемящим драматизмом, который открывается за юмористическим фасадом.

С детства очень люблю музыку из этого фильма, она всегда казалась немного грустной, смесью бравурной и лирической ноты, и сейчас восприятие не изменилось, но теперь я слышу в ней гимн так называемой «романтике» воровской жизни, когда эта самая воровская жизнь — все что у тебя есть, но унывать нельзя…

Хочется отдельно отметить, как шикарно под эту музыку в начале фильма идут титры с исполнителями главных ролей — один талантище за другим, такая мощь! Сразу начинается обаяние фильма. Я представляю, как это воспринималось тогда, в 71-м, да на большом экране…

Невозможно не смеяться над сценой в цистерне, сопровождаемой главной музыкальной темой — приключения начинаются; у всех героев такие разные эмоции на лице, а Трошкин почувствовал себя почти как в рассказе профессора — как в Турции.

Очень нравится двуликость фильма — когда за комедийной основой (или скорее подачей) начинает проступать грустная, драматическая суть этой истории. Вот это настоящий уровень — совмещать такие вещи, при этом не опошляя и не обесценивая драматическую составляющую.

Вот Хмырь. Так удручает его ведомость — во время побега (какой склад), игры в шахматы (лошадью ходи) и т. д. — вот так же, наверное, однажды он и свернул с пути, утратив все что у него было. А ведь и в шахматы умеет играть, и на пианино, а вот слабость воли довела до тюрьмы.

После побега видно, что Хмырь в целом равнодушен к новым обстоятельствам, он идет по накатанной, раз ступив на этот путь и не допуская для себя выхода.

Щемящая и красивейшая сцена — с белым лебедем, это новый взгляд на обоих героев — там не только совсем не бандитское прошлое Хмыря (и при первом просмотре эти откровения как обухом по голове), но и чуткость Трошкина, который подошел же к нему, всё увидел… И музыка, музыка, как обыграна главная тема, это же то, что у них при всей их жизни — в душе… И это обнажение души быстро обрывается — тяжелые чувства, маскироваться надо.

(И как он замаскировался! Боярыня с муфтой, крайне смешно получилось.)

Косой — насколько он обаятельный и яркий в исполнении бесподобного Савелия Крамарова! Энергичен, рад и заинтересован в общем деле, сначала так простодушно чуть ли не в рот Доценту заглядывает, принимает его воспитательные меры, еще сохраняя какое-то благоговение перед главарем, но постепенно отношение все больше меняется…

Косой вор без авторитета, над ним всегда есть другие, это тоже сформировало его самоощущение, от этого идут фразы «ну скажи ему», болезненная реакция «чуть что, так сразу Косой», ведь даже Лжедоцент к нему обращается больше.

Трогательно Косой реагирует на дочку профессора, так наивно рад ей, старается вести себя прилично, казаться лучше (и ведь сейчас никто не скажет, что он просто вор…) Человек, который не знает другой жизни, мог бы, но не смог.

Доценты. Не буду писать банальные слова про Е. Леонова. Отмечу другое. Когда мы только знакомимся с Трошкиным, кажется, что он эдакий «маменькин сынок» — и в нем не предположить той силы и смелости, которые он проявит позже. Второй момент — мысль на примере двойников о том, насколько разным может быть жизненный путь. И наконец главное. Что он начинает делать с этой удивительной компанией, с которой свела судьба? Воспитывать. Все ясно — он воспитатель, они преступники, случай подходящий, он желает им добра. Но меня весь фильм коробило от его методов воспитания. Без применения физической силы точно можно было обойтись.

Следующий этап — сделать больно морально, это превосходно проделано во время встречи Косого с другом. Цель оправдывает средства? В их случае — когда на кону вся их жизнь — возможно. Но по-человечески обидно за Федю, тем более что после такой встречи он и сам бы задумался над своей жизнью.

К концу Трошкин совсем озверел — мне непонятно, почему — из-за предшествующих событий, или так разошелся в своем воспитании, или усовершенствовал своего Лжедоцента. Но эта злость выглядит совершенно напрасной и лишней, особенно на фоне большего «очеловечивания» других.

Вот и слова «Инструмент сломаешь» — с одной стороны, мог бы понимать, что ну не сломает он. С другой, это еще одна возможность показать, до чего докатились, когда в тебе видят лишь антисоциальную личность, будь ты хоть кем в прошлом.

В искренней новогодней сцене, когда Трошкин уже говорит «от себя», отчуждение троицы достигает максимума.

Он не учел нескольких вещей: что у взрослых людей будет закономерно рождаться протест против их воспитания, тем более в таком жестком командном стиле. И что, выполняя его хорошие и правильные указания, они вновь были ведомыми и подчинялись. А это ли то, что нужно для новой жизни?

И поэтому закрадывается мысль, что, возможно, он и подводил их к протесту против себя — как против преступного мира в целом; против иерархии, против обращения с собой как с «плохими». А ирония в том, что такое отторжение вызвали его благие намерения, которыми вымощена… И фильм прекрасная иллюстрация этому. Трошкин в каком-то смысле жертвует собой (настраивая против себя) ради перемен к лучшему. Осознавал ли он это? Я здесь не затрагиваю само влияние на их мировоззрение, что вместе с вышеперечисленным позволяет им в итоге вынырнуть из порочного круга, и шлем нужно обязательно сдать, а не скрыться с ним в неизвестном направлении…

Финал можно отдельно пересматривать много раз, музыка Г. Гладкова неотъемлемая его часть и делает концовку запоминающейся и неповторимой. При этом финал же целиком постановочный — не могла вот так милиция их не забрать, но эти допущения меркнут перед эффектом и образностью. Трогательный более крупный план, когда Трошкин выходит из машины — там все его добрые чувства к ним, которые можно наконец-то открыто проявить, его привязанность, желание не расстаться вот так, не объяснившись, когда они его ненавидят… Концовка всегда смотрится с легкой грустью, а расстояние всё не уменьшается. И можно только представлять, что могло бы быть дальше. В детстве всегда хотелось, чтобы он их догнал. Теперь кажется, что лучше и не надо, вряд ли они расстались бы друзьями, будет неприятное чувство обмана и непонимание, какой же этот Евгений Иванович на самом деле.

Хорошо, что у нас есть такие комедии, в которых юмор не набивает оскомину, а задуматься можно о многом, в том числе о своей жизни.

10 из 10


Одна из самых любимых народом комедий про добряка заведующего детсадом, который как две капли похож на...


Фильмы и Сериалы ○ Бесплатно и Онлайн ○ Подписывайся и Смотри! ○ http://bit.ly/cdlandmovie »»»»»»»»»»»» ~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~...


Я обожаю этот фильм и поэтому выбрала (на мой взгляд) самые лучшие и смешные моменты из него. Желаю приятного...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *