Молчание доктора Ивенса

Буди мир, Будимир!

«Молчание доктора Ивенса»

СССР, 1973. Режиссер Будимир Метальников

Можно выделить два принципиальных отличия советской фантастики 60-70-х от американской. Во-первых, советская фантастика, говоря о будущем и показывая будущее, практически всегда представляла его в духе ранних Стругацких в виде счастливого вселенского коммунизма, царства свободы, любви и справедливости («фантастика» Тарковского «Сталкер», «Солярис» — достаточно редкое исключение). Американская фантастика тех лет сделана в жанре милитаристского хоррора, вездесущей «войны миров», будь то война с инопланетянами, или мировая война с коммунистическим Советским Союзом. В советской фантастике есть нечто наивное и исполненное оптимизмом; американская пронизана пессимистическим страхом за будущее. Второе отличие заключается в том, что в отличие от американских фантастических фильмов, где широко используются последние достижения в области спецэффектов и технологий, сделан акцент на зрелищность, советская фантастика похвастаться этим не могла. Поэтому многие советские фантастические фильмы «берут» философичностью и притчевостью. Именно к таким незрелищным притчевым фильмам относится «Молчание доктора Ивенса».

В фильме хорошо отражена социальная проблематика. Роль в современной жизни спецслужб, возможность с их стороны тотального контроля за жизнью любого человека и их по-существу всемогущество показано, может быть не так ярко и зрелищно, как хотелось бы, но достаточно достоверно. Единственный способ борьбы с подобными структурами (хотя борьба эта, конечно же, для одиночки заканчивается всегда печально) с предельной ясностью озвучен доктором Ивенсом: «Они всегда хотят действовать тайно, поэтому наше оружие — гласность».

Фильм по идейной направленности сделан в духе модных сегодня идей глобализма и модных в 70-е теорий конвергенции. Моралистический и идеологический пафос очень прост: отказаться от оружия массового поражения; нравственность должна цениться выше. Не случайно, более развитые в интеллектуальном (они обладают способностями телепатии и телепортации) и физическом (они мутанты) плане инопланетяне, встречаясь с землянами, спрашивают их о Первом законе Земли. Предполагается, что у объединенного, а не разобщенного человечества, этот нравственный закон имеется.

На первый взгляд, кажется, что в фильме все замыкается на социальной проблематике. Однако поднимаются здесь и другие (философские, религиозные) вопросы. Как определить, жив ты или умер? Если старость это лишь функция организма, можно ли отодвинуть старость? Как продлить жизнь? И надо ли человечеству продлевать жизнь? Достойно ли оно этого? Что значит быть одиноким? Можно ли лишать человека памяти? Память — это часть нашей личности; лишить памяти — бесчеловечно.

Прекрасная игра Сергея Бондарчука, конечно, не спасает фильм от того, что он насквозь пропагандистский и несколько растянутый. Однако все то, о чем там говорится, очень верное и правильное. Вот такой парадокс!

Посмотрела с удовольствием, хотя фильм показался мне очень печальным. Что подтверждается и иронией создателей фильма о «старике Канте».

8 из 10


космический релакс на треки фильма "Молчание доктора Ивенса"


Шутка .Это конечно же не трейлер в обычном его понимании,но ,согласитесь,вполне сойдет,так как начало интриг...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *