Васаби

Мистер Крутой

Люк Бессон во Франции — как Спилберг в Штатах. Если попал в его поле зрения и чем-то ему понравился, можно быть уверенным, что возможность поработать над крупными проектами у тебя будет. Несмотря на то, что Жерар Кравчик старше Бессона и начинал практически одновременно с ним, всемирную известность он получил именно благодаря продюсерским проектам Люка. Сперва Бессон пригласил его поработать в «Такси» ассистентом, затем вторым режиссером на «Жанне Д`Арк», а в 2000 поручил режиссерский проект — «Такси-2», ставший громким коммерческим хитом.

Бессон быстренько набросал очередной сценарий, основанный на сплошных клише, для которых он, тем не менее, как действительно очень ловкий и дальновидный продюсер, умеет подбирать интересных исполнителей, скрывающих зияющие пустоты его фастфудовских текстов. Кравчик уже доказал, что умеет ставить бойкий и бесперебойный экшн — веселый и увлекательный, зрелищный и дурашливый, и стал идеальным режиссером для «Васаби». На главную роль Бессон позвал своего старого друга Жана Рено, который может вытащить на одной своей харизме даже роль русского алкаша в «Роллерболе». Немного Японии, немного Франции, много юмора и экшна — и вуаля! — готов очередной фильм, для просмотра которого требуется только одно правило — не заморачиваться!

Если не заморачиваться, ни о чем не думать, просто веселиться от души, наблюдая за похождениями очередного «мистера Крутого», то кино может стать идеальным развлечением на вечер, тем более, что ничем большим оно не является и ничего из себя не строит. Милая развлекуха, отлично знающая свое место. И именно как такая развлекуха, оно заслуживает высокий балл.

Техногенный Токио, в котором таким чужеродным смотрится французский верзила с орлиным носом, приглашает нас отведать странные блюда местной кухни, галопом пронестись по японским ночным клубам, сплясать зажигательный танец, познакомиться с собственной дочкой, встретиться со старым приятелем, похоронить любимую женщину, устроить парочку взрывов, поиграть в гольф с главой якудза и под занавес пришить десяток негодяев. И все это — без перерывов на сон и душ.

Кравчик прекрасно понимает глупость собственного фильма, поэтому не дает себе и зрителю возможности остановиться, опомниться, допустить вопрос о том, что же ты только что увидел. Нет, быстрее, дальше, смелее — в ураганном адреналиновом темпе. Собственно, «Васаби» и напоминает нечто среднее между «Адреналином» (или любым другим боевиком с Джейсоном Стэтхэмом), комическими эскападами Джеки Чана и пародией на все это.

Чертовски хорош Жан Рено, на котором как влитая держится маска немногословного крутого детектива. Но здесь он позволяет себе расслабиться и душевно иронизирует над собственным образом крутого парня. Юбер, безусловно, крут и действует в опасных ситуациях как герой Нолти в «48 часах» — на сплошных инстинктах, не думая, резко и безжалостно, но каким нелепым и неловким увальнем он становится с женщинами или дочкой. Ему некуда девать длинные руки, рубашка смотрится на нем как на чучеле, того и гляди, чего-нибудь перевернет или сломает. Кравчик предоставил в распоряжение актера удивительно густые и яркие характерные краски, и Рено использует их в полной мере, с видимым удовольствием раскрывая свой громадный (как мы знаем по «Пришельцам») комический потенциал, который прекрасно уживается в нем с умением играть глубоко, вдумчиво и даже трагически.

Кажется, он и не делает ничего особенного, но именно такие острохарактерные краски требуют от актеров высокой степени перевоплощения, при котором вся эта клоунада будет смотреться органично и естественно, учитывая откровенно неряшливый и дурацкий бессоновский сценарий. И роль, в которой любой другой актер наврал бы с три короба, не найдя золотой середины между откровенным фарсом, сделанным с серьезной миной, и самой серьезной миной, Рено сумел сделать абсолютно правдиво. В его исполнении весь этот цирк казался единственно возможным.

Грешным делом подумал, что Рено был бы идеален и в «Заложнице», потому что здесь он доказывает, что между ним и спецназовцем, умеющим отметелить десяток бандитов, имея на руках палку колбасы и вишневую косточку, нет никакого трагического несоответствия. Он бы и в роли Алекса Кросса смотрелся получше усталого Фримена. Крутой герой в солидном возрасте — это, безусловно, Рено!

Еще более безусловно, что на роль его дураковатого напарника в «Васаби» так и просится Кристиан Клавье. Эта пара могла бы сделать фильм на порядок лучше. К сожалению, Бессон не смог бы позволить отвлекать внимание от главного героя, а Клавье, который в дуэте с Рено всегда играет первую скрипку, ибо обладает фантастической энергией и талантом, вряд ли смог бы остаться на втором плане как Мишель Мюллер. Тот, кстати, хорошо делал свое дело — играл рыжего клоуна для кратких смешных выходов, но полноценным партнером для Рено не стал.

Рёко Хиросуе смогла превратить капризность, истеричность и взбалмошность своей героини, переходящую порой все пределы, в очарование, и все-таки преодолела раздражение, которое порой испытываешь к ее героини — может быть, просто на своей красоте и молодости, но справилась с дико поверхностной ролью, в которой от глубокого горя до идиотического веселья — полсекунды.

В фильме также появилась красавица Кароль Буке — бывшая жена Депардье и просто хорошая актриса, сыгравшая маленькую роль женщины, надеющейся на романтические отношения с героем Рено. Правда, Рено, как и многим крутым парням — от Индианы Джонса до Джеки Чана — не до женщин. Зато она перебрасывает своеобразный мост между новым французским кино, адаптирующемся к новым веяниям и его классикой, как Рено перебрасывает мосты между 21-м веком и героями боевиков 80-х.

Бессон, как и многие постмодернисты, бесстрашно цитирует собственного «Леона» — от диалога про корни, до сцены показа мод, двойственного отношения Юми к сильному мужчине, заменившего ей отца, до сцены в отеле, где Юбер представляет ее метрдотелю как свою дочь. Насквозь клишированный опереточный злодей, конечно, не способен представить какую-то реальную угрозу, он, как и все злодеи здесь, служит лишь мальчиком для битья колоритному главному герою.

Моментами фильм напоминает японские видеоигры, моментами — американский слэпстик. Критики, конечно, его разругали, но это как раз тот случай, когда все чихали на мнение критиков. Фильм яркий, красочный, сочный, с удовольствием расписывающийся в собственной глупости, пустоватый и пустяковый, безостановочно атакующий дурацким шутками и дешевыми трюками, но отчего-то дико милый и по-настоящему забавный. Настолько, что прощаешь ему практически все и с удовольствием пересматриваешь это безобразие даже в десятый раз. Бессон как Роджер Корман в Америке, далеко не всегда способен преодолеть собственную погоню за длинным евро и желание сделать как можно быстрее, дешевле и проще, но в этом случае формула все-таки сработала, и мы получили безумно прикольное кино.

8 из 10


Васаби 2001 Смотреть Онлайн Васаби 2001 Смотреть Онлайн Васаби 2001 Смотреть Онлайн Васаби 2001 Смотреть ОнлайнВас...



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *