Заложники

«Не мы такие, а жизнь такая»

Ризо и его «объективность»

Лукавить творцы, большие и малые, талантливые и не очень умеют довольно неплохо, это факт известный. И когда Ризо Гигинеишвили громко заявляет о том, что стремится показать события максимально честно и беспристрастно — это и есть та самая форма лукавства, в которую вам и мне суждено будет окунуться при просмотре фильма «Заложники». С удовольствием или без удовольствия — это дело уже второе, если честно.

Но давайте попытаемся проследить последовательность мысли и изложение ее на условной пленке

То есть г-н режиссер не стремится пропитать сочувствием зрителя, аки сухой бисквит коньяком, показывая ему простых молодых и таких красивых ребят, растягивая в хронометраже их околоповседнувную жизнь, их маленькие робкие и не очень робки радости, их стремление к такой естественной свободе…И что там еще? А жертв нападения показывает вскользь, не упоминая их никак кроме сухой озвученной статистики. Абстракция мелькающая сначала в салоне самолета, потом из уст героев. Что же это, разве не так создается эмоциональная привязка и последующее объяснимое давление на те же рецепторы — они просто такие же жертвы как и вы, они тоже заложники» Чушь, братцы кролики, «брехня», говоря простым и таким понятным языком.

Заложники — это те, чьими жизнями спокойно пренебрегли веселые, молодые и не очень простые ребята, а эти семеро отважных — не заложники, ну может разве, своей собственной глупости и эгоизма. Система, тоталитаризм, железный занавес — это сейчас как страшилка на ночь, как бессмертная мантра на одре человеческих ценностей.

Хороша присказка, но в событийная ряду перед нами не предстают жертвы репрессий и униженные да оскорбленные все люди — состоятельные детки, приличные известные семьи, со связями и возможностями, с массой перспектив, вот к примеру, чего стоит сцена покупки пластинки за 30 рублей — серьезно, авторы, полагаю, помнят сколько составляла средняя зп тогда или это не так уж и важно?

Жизнь говорят ужасная у них была, невозможная, кошмарная — В чем же это? Ну хоть на пальцах, хоть на пирамидах Маслоу, покажите, создатели, что же такое отвратительное окружало этих ребят? То есть ты такой модный, не обремененный ни заработком, ни обязательствами, с дорогим атрибутивом за плечами печалишься по поводу чего? что невозможно все это выйти и купить в киоске поблизости, а не не из пол полы у приятельствующего барыги? Вот это рефлексия, вот это обостренная жажда свободы.

Но давайте вернемся к мысли, что авторы не выбирают из зрителя слезливо, сентиментальную жалость к этим молодым и дерзким, да

вот мы видим убитых горем родителей, близких, родственников, безутешные лица, растерянные, суровый приговор и…Ну и что за этим всем следует? Разве в противовес этому показано что-нибудь о жертвах? Нет, ничего. А их жалко, мам и пап жалко, конечно, жалко, совсем скоро их надеждам и чаяниям суждено будет разбиться и суровые приговоры.

Манипулируют ли зрителем при помощи этого приема — ну, нет, конечно.

Точно так же беспристрастно не манипулируют в финале, когда выдают якобы сухие выдержки намекающие чрезвычайно прозрачно — если бы не железный занавес с его невозможностью свободного перемещения за пределы страны, то и не произошло бы ничего такого.

И это опять передергивание — творческое, как и водит с необходимыми допущениями, а иначе-то как? И вот автор уже как бы случайно упускает из виду, что детки эти были вполне себе выездные, и многие из них к тому моменту уже бывали за границей, а следовательно не существовало конкретно боя них непроницаемого и тоталитарного занавеса. Но кому какое дело?

Точно также упускается из виду и присутствие наркотиков и наркомана в стройном ряду, потому что это очевидно не сильно вяжется с борьбой за свободу.

Как ловко получается выстраивать беспристрастное и честное кино, однако. Одно покажу, потому что факт, а другое нет, потому что — что?

Интересно построено повествование непосредственно уже после захвата — в кадре активно мелькают мученики-террористы, с ранами, кто-то уже смертельными, в поту и полном смятении, и вот тут начинается определенный тактический художественный маневр — никаких длительных переговоров, жертвы они как будто бы и не существуют в конце происходящего, зато дрожащую невесту и ее трогательного глазастого олененка Нико нам покажут многократно. Еще бы это ведь лав стори, это всегда в цене.

А теперь, внимание, контраст незатейливый — живые террористы, плачущие, напуганные, любящие, надеющиеся и… И безликая, серая кровожадная номенклатура от мала до велика — тут и генералы, и парт работники, преподаватели, деканы, все сухие, отдающие диковатые приказы и декламирующие столь же нелепые, обезличенные, безучастные речи в минуты траура…Чувствуете, как объективным взглядом повело?

И конечно, как показывают нам создатели, народ в массе своей был внутренне близок к угонщиками, это зрителям наглядно демонстрируют в сцене, где студенты слушают обращение руководителей.

Финальным росчерком, конечно, служит мотив в истории священника. Все понятно, что сейчас история тотального гонения в контексте религии и ее положения в Советском союзе — это вишенка на торте многих произведения. Но у меня вопрос — как так случилось, что ребята, увлекшиеся религией и имеющие духовного наставника, повели себя подобным образом?

Зато духовный наставник показан почти героически, вот уж не чета этим бутафорским прокурорам, заседателям, свидетелям, которые говорят как под копирку одну и туже вышколенную риторическую пустоту, звенящую и почее прочее.

Безумно честный взгляд не так ли?

И вот так весь фильм, который ни на что не уповает, ни на что не напирает по заверению создателей, просто дает факты к размышлению…А факты тут как один — не случайные и не в порядковой очередности, а заботливо избранные и ограненные идейно.

Браво!

Вот это объективность, вот это беспристрастный и честный посыл, что там еще попытка осмыслить произошедшее не через призму лживой пропаганды?

И если содержательно фильм выплывает на неоднозначным по современным меркам контекстам, то форма тут не производит сильного впечатления.

Большую часть фильма мы просто наблюдаем за героями, бродим за ними, смотрим какие-то ретроспективные съемки, постепенно создатели пытаются заразить нас тревогой и напряжением, музыкальное сопровождение органично, операторская работа у меня не вырвала никакого сильного впечатления, а вот художники постарались на славу, бытовые тонкости переданы неплохо, по крайней мере глаз не резало точно.

Вот такая это картина «Заложники» Ризо Гигиниешвили ни разу не спекуляция эмоциями зрителя, ни разу не попытка оправдания чудовищного преступления, просто обласканная критиками и жюри кинофестивалей картина о непростой судьбе людей заточенных в неволе, которые как и водится не сами такие, а жизнь них такая, вынуждающая.

Да уж. 

3 из 10


Русские трейлеры к фильмам и сериалам! Интересные ролики о фильмах и их съёмках! Подпишись на канал ▻ http://bit....


Фильм Резо Гигинеишвили «Заложники» был сразу после выхода обласкан критикой и с холодным удивлением встр...


Основано на реальных событиях. В КИНО С 21 СЕНТЯБРЯ «Заложники» получили призы 28 фестиваля «Кинотавр» за...

Новые рецензии
  • Сила контроля — сила любви. Зрелищная короткометражка в жанре боевик, фантастика. Действие сконцентрировано на человеке прорывающимся сквозь некое здание, чтобы вызволить свою девушку. Боевая система выполнена очень динамично. Львиную долю экранного времени занимают драки, но тут есть нюанс. Сперва...

  • Деньги правят миром. Этот фильм стал для меня явным откровением. Я удивился, что столько много важной правды открыли на экране. Сюжет картины заключается в том, что постоянный «гвоздь программы» новостей телестанции UBS-TV Говард Били погорел: во время прямого эфира у него случился...

  • … Плывут небесные, огни небесные, необозримою дорогой звёзд. Они над бездною, над чёрной бездною, для нас с тобой в ночи как звёздный мост… Всегда быть рядом не могут люди, Всегда быть вместе не могут люди, Нельзя любви, земной любви Пылать без конца. Скажи,...

  • Фильм, потерявшийся в филиппинских текстурах Мама Роза закупается в Ашане, чтобы перепродать эти же продукты в своем магазинчике «у дома», внутри филиппинских «районов-кварталов». Чтобы увеличить рентабельность малого бизнеса приторговывает наркотиками, являясь конечной точкой в цепочке дилер-барыга-закладка. Естественно, в какой то момент...

  • Уныло, вяло и невыразительно О новых «Охотниках за привидениями» было столько отрицательных отзывов, что я решила не проверять и смотреть не стала. А тут наткнулась на интервью с актрисами, в котором они рассказывали, как им весело и клёво было сниматься. Ну я и подумала, вдруг не так всё ужасно. Сейчас...

  • Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *